Aмeрикaнским учeным с пoмoщью новой процедуры удалось спасти женщину от рака груди, перешедшего в терминальную стадию. Молекулярные биологи впервые успешно «перепрограммировали» иммунные клетки и заставили их уничтожить опухоль и все ее метастазы. Женщина прожила уже 22 месяца после лечения, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.
Два года назад врачи сказали Джуди Перкинс из Флориды, что ей осталось жить всего три месяца. Рак быстро распространялся — для лечения стандартными методами было слишком поздно.
Технологию, которая вылечила Джуди, назвали «живым лекарством». Препарат сделали из собственных клеток пациента.
«Мы говорим о самом персонализированном виде лечения, который только можно представить», — говорит глава отдела хирургии из Национального института изучения рака в Бетесде (США) доктор Стивен Розенберг.
Для изготовления «живого лекарства» ученые выбрали самые удачные части тех генов, которые были повреждены в опухолевых клетках у этой пациентки, и пересадили их в особые иммунные тельца, так называемые дендритные клетки. В нормальной обстановке они поглощают антигены и передают Т-клеткам, главным дирижерам иммунной системы, которые, в свою очередь, заставляют остальные ее компоненты атаковать угрозу.
Отобрав несколько самых активных дирижеров иммунной системы, ученые размножили эти клетки, создав несколько миллиардов их копий, и ввели их назад в тело женщины. По словам Джуди, эффект она почувствовала уже через неделю. Еще через две опухоль исчезла.
Несмотря на успешность проведенного лечения технология остается экспериментальной, перед тем, как начать применять ее более широко, необходимо обширное тестирование, утверждают врачи. Но начало вполне вдохновляющее.
«Мы стоим на пороге новой большой революции в борьбе с раком — теперь у нас есть возможность нацеливать иммунную систему на борьбу с множеством разных мутаций. Скоро у медиков появится возможность бороться с теми видами рака, которые раньше считались неизлечимыми из-за того, что они могут легко накапливать новые мутации», — прокомментировал открытие Лазло Радваньи, онколог из университета Торонто.