Причинoй гибeли пeрвoгo кoсмoнaвтa плaнeты Юрия Гaгaринa стали ошибочные действия руководителя полетов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Арсения Миронова, летчика, доктора технических наук, возглавлявшего в 1980-х годах летно-исследовательский институт им. Громова. Миронов был членом летной подкомиссии, входящей в большую правительственную комиссию по расследованию причин гибели Гагарина и Серегина.
Юрий Гагарин погиб 27 марта 1968 года, совершая тренировочный полет вместе с инструктором Владимиром Серегиным на истребителе МиГ-15УТИ.
Официальная версия трагедии звучит так: Гагарин и Серегин выполнили резкий маневр, вследствие которого самолет оказался в закритическом режиме полета и режиме сваливания (резкое падение подъемной силы из-за неправильного обтекания крыла воздушным потоком).
Официальное расследование так и не выяснило, почему летчики прибегли к такому маневру.
Миронов заявил, что рядом с зоной полета самолета Гагарина и Серегина выполнял задачи МиГ-15УТИ летчика Андреева.
По мнению Миронова самолет Гагарина и Серегина попал в закритический режим полета после маневра, к которому летчики прибегли для уклонения от внезапно замеченного посреди облачности самолета Андреева.
Миронов в качестве аргумента ссылается на многократное прочтение фрагментов расшифровки радиообмена в первой его редакции, законспектированных в блокноте.
«На запрос Гагарина в 10:29:57 — «Задание в зоне 20 закончил. Прошу разрешение на курс 320 градусов» — руководитель полетов (или его помощник) немедленно ответил — «Разрешаю», по-видимому, не наблюдая опасного сближения меток целей самолетов Серегина — Гагарина и Андреева на экране локатора. Если бы руководитель полетов выполнял свои обязанности, он должен был, посмотрев на экран локатора, немедленно дополнить команду «Разрешаю» всего двумя словами — «Без снижения». Но слов «Без снижения» не было произнесено. В итоге — катастрофа», — цитирует ТАСС Миронова.
Миронов полагает, что если бы диспетчер дал экипажу правильную команду, то самолет Гагарина и Серегина прошел бы курсом 320 градусов на высоте 4200 м над самолетом летчика Андреева и не надо было бы прибегать к маневру уклонения.
Миронов отметил, что в ходе расследования гибели самолета не удалось установить, кто отвечал за контроль над показаниями радара и должен был зафиксировать опасное сближение меток на экране.
Миронов утверждает, что в ходе расследования произошло преднамеренное искажение фактической ситуации во время чрезвычайной ситуации.
«На заседании 5 апреля летчику самолета МиГ-15УТИ Андрееву был задан вопрос, в условиях какой облачности он выполнял полет в своей зоне на высоте 3000 м. Ответ был неожиданно шокирующим -«Летал вне облачности», — рассказывает специалист.
Члены подкомиссии, особенно специалисты в области метеорологии, стали уточнять: «На большой площади района полетов была сплошная слоистая облачность, с нижней кромкой 600 м, верхней 5000 м, но на высоте 3000 м вы летали вне облаков?» «Тогда опытный летчик Андреев вдруг заявил: «Ну, может быть, я напутал, может, была сплошная облачность», — вспоминает Миронов. Эксперт тогда записал у себя в блокноте: «Путает», и подумал: «Кому нужно было искажать фактическое положение? Не самому же Андрееву. Андреев выполнял свое задание точно, к нему претензий нет», — вспоминает Миронов.
Миронов отметил, что опасное сближение двух самолетов вне облачности гораздо менее вероятно, чем в облаках: пилоты двух самолетов визуально обнаруживают друг друга на большом расстоянии, что дает им время для безопасного расхождения.
«Можно предположить, считает член летной подкомиссии, что заказ на то, чтобы увести специалистов от поиска истинных причин гибели экипажа МиГ-15УТИ (указание Андрееву рассказать о полете вне облачности), поступил от высокой инстанции», — пишет ТАСС.
Знаменитый советский космонавт Алексей Леонов в 2017 году представил в книге «Человек и космос» документы и схемы, имеющие отношение к гибели самолета Гагарина и Серегина.
Леонов озвучил версию, согласно которой МиГ попал в вихревой след пролетавшего рядом сверхзвукового Су-15.
«Самолет, который там был, прошел на высоте 4200 метров на сверхзвуке на расстоянии 10-15 метров от самолета Гагарина, перевернул и загнал самолет в глубокую спираль. Все говорят: «Они в штопор сорвались». Самолету, чтобы сорваться в штопор, нужна скорость 350 км/час, а он столкнулся с землей на скорости 750 км/час, это глубокая перевернутая спираль. Он перевернул самолет этот, вот как было на самом деле», — рассказывал в интервью ТАСС Леонов, давший в свое время слово не называть фамилию летчика Су-15.