Прoeкт лицeнзирoвaния импoртa лекарственных препаратов, который был предложен Министерством здравоохранения Украины, видится специалистам как путь, способный еще больше усложнить их деятельность и усугубить господствующий на отечественном рынке дефицит медицинских препаратов.
Инициатива Минздрава, направленная на осуществление хоздеятельности в сфере производства и оптово-розничной реализации лекарственных средств, а также импорта, не является тем ожидаемым фактором, который смог облегчить деятельность фармкомпаний. Так считает большинство представителей профильных ассоциаций, принявших участие в опросе, посвященном проблематике.
Так, к примеру, в AIPM Ukraine сочли документ и вовсе не претерпевшим изменений. Наглядным подтверждением тому являются сами лицензионные требования. Они, по словам специалистов, абсолютно неизменны уже на протяжении долгих лет и нового в них ничего не появилось. Хотя, именно этого ожидал фармрынок. Новый закон о лицензировании нацелен на объединение всех сопутствующих разрешительных процедур по большинству направлений деятельности компаний, включающих производство, оптово-розничные продажи, а также способы ввоза лекарственных средств. Все это отражено в едином документе. Ранее же регулировка осуществлялась посредством распоряжений Минздрава. Проект ориентирован на «разгрузку» органов госконтроля в стремлении проконтролировать каждый препарат. Однако избранный подход крайне сложно внедрить на практике.
Суть процедуры состоит в том, чтобы лекарственное средство подвергалось контролю и со стороны импортера, и со стороны государства. Эти меры требуют взаимной компенсаторности, а не дублирующих действий. Каждое надзорное действие должно адекватно оцениваться, в том числе и с учетом снижения нагрузки на субъект хоздеятельности. Только так можно поспособствовать улучшению стоимостных факторов и преодолеть дефицит. Такого мнения придерживаются представители в AIPM Ukraine.
Представители АПРАД, в свою очередь, тоже не поддерживают проект и уверены, что его одобрение приведет к еще большей несостоятельности рынка, исключив из обхода целые линейки препаратов. Виной тому дополнительные требования к контролю качества, затрудняющие деятельность импортеров. Некоторые из пунктов попросту невыполнимы и повлекут, либо мошенничество и снижение качества продукции, либо вообще оставят без лекарств наиболее уязвимые категории больных, нужда которых в постоянной терапии должна все время поддерживаться на должном уровне (СПИД, рак, туберкулез и т.д.).
Предложенный Минздравом Украины нормативный документ поможет лишь перераспределить рынок и ориентировать его на локальных производителей. Такого рода положение неизменно приведет к спаду конкурентоспособности и, как результат, скачку цен на некоторые препараты.