Стали известны детали израильской версии гибели ИЛ-20

Вoeннo-пoлитичeский oбoзрeвaтeль «Гaaрeц» Aмoс Xaрэль oпубликoвaл нa сaйтe издaния нeкoтoрыe детали израильского 40-страничного доклада об израильской атаке 17 сентября на иранские объекты в Латакии, после которой сирийские ПВО сбили российский самолет-разведчик ИЛ-20.

Эти данные Министерство Обороны Израиля и армейская пресс-служба отказывались передать журналистам, а ранее Совет по национальной безопасности провел особое совещание, на котором принял решение не обнародовать эти данные.

В материале Харэля сообщается о том, что Москва получила уведомление о готовящейся израильской авиаатаке заблаговременно, израильский самолет не прятался за ИЛ-20, а показания радаров, представленные российским Министерством Обороны, сфабрикованы.

Атака произошла 17 сентября — через несколько часов после того, как в Сочи Путин и Эрдоган договорились о будущем оппозиционного анклава в сирийской провинции Идлиб — отказе от проведения здесь военной операции, по крайней мере, в ближайшие месяцы.

Речь идет о последнем крупном оплоте сирийских оппозиционных группировок, который Асад хотел вернуть под свой контроль. Но в Москве и Дамаске осознали, что военные действия здесь будут отличаться от тех, например, что проходили в провинции Алеппо. Повстанцы будут ожесточенно сопротивляться.

Поэтому Асад уже готовил химическое оружие — газ хлор — для нейтрализации боевиков. Подразумевалось, что оно будет широко использоваться. А Министерство Обороны России распространяло информацию о том, что оппозиционные силы якобы готовят инсценировку химатаки в Идлибе. Таким образом, ответственность за применение химоружия возлагалась бы на оппозицию.

Но Турция выступила против ликвидации оппозиционного анклава к югу от своей территории, открыто поддержав боевиков, а США и Франция пригрозили применением силы в отношении режима Асада в случае использования химического оружия.

В данных обстоятельствах Москва приняла решение не портить отношения с Турцией и договориться с ней о сохранении статус-кво в Идлибе, что и было сделано на двух саммитах в Тегеране и Сочи. Территория к югу от анклава провозглашается демилитаризованной, а Анкара отвечает за вывод отсюда тяжелых вооружений. Россия и Турция будут совместно следить за сохранением режима прекращения огня.

Впоследствии Москва может пересмотреть условия этого соглашения, но пока все остается в силе. Что касается Асада, то для него сохранение оппозиционного анклава в центре страны — это как кость в горле. И это не считая зоны аль-Танф под контролем США на юго-востоке Сирии и курдских районов на северо-востоке страны.

На данном этапе Путин решил заморозить ситуацию, несмотря на протесты сирийского президента Башара Асада, который хотел бы полностью вернуть Сирию под свой контроль.

А пока лидеры России и Турции договаривались в Сочи, в районе Латакии колонна грузовиков везла ценный груз из Сирии в Ливан. По данным армейской пресс-службы, этот груз, отправленный из Ирана, включал в себя на этот раз аппаратуру, которая помогла бы значительно увеличить точность ракет, стоящих на вооружении «Хизбаллы».

В израильском Генштабе провели несколько заседаний, на которых было принято решение уничтожить груз во что бы то ни стало.

Речь идет об авиаударах по целям на территории Сирии, которых наносились сотни в последние годы.

Вот израильская хронология событий:
21:38 — четверка F-16 взлетает с базы ВВС на юге страны. ЦАХАЛ предупреждает россиян о готовящемся авиаударе.

21:42 — самолеты ВВС прибывают на исходную точку атаки — к востоку от Кипра — и запускают ракеты по цели. ИЛ-20 в это время находится в 200 километрах от них в воздушном пространстве Сирии и летит на запад. По причине, которую российские военные не сообщают, на борту не была установлена система распознавания «свой-чужой», которая позволила бы сирийским зенитчикам опознать этот самолет как российский.

21:50 — ракеты достигают цели и уничтожают ее. Минобороны РФ настаивает на том, что предупреждение было передано всего за минуту до удара. Согласно отчету Амикама Норкина, представленного российским военным в Москве, прошло 12 минут.

21:52 — сирийские ПВО (системы С-200) в районе Латакии выпускают 27 ракет.

22:05 — израильские самолеты пролетают над Хайфским заливом. Сирийская ракета поражает ИЛ-20.

Согласно отчету, Израиль категорически отвергает утверждения о том, будто бы один из истребителей F-16 отделился от звена и спрятался за ИЛ-20, тем самым подставив его под удар.

Российский самолет и израильские находились в совершенно разных районах, на разной высоте и двигались с разной скоростью.

Вполне возможно, что сирийцы увидели на своих радарах другие цели, которые они приняли за израильские самолеты. Речь идет о средствах электронного подавления, которые, по данным зарубежных СМИ, применяет Израиль. Но тогда речь идет о крайне низком уровне профессиональной подготовки персонала батарей С-200. Потому что если бы на месте находились бы россияне, они бы сразу распознали это.

В Израиле убеждены, что записи с радаров, представленные на презентации Министерства Обороны РФ, посвященной инциденту, сфабрикованы.

Самолеты F-16 попросту даже не появлялись в том районе, где, согласно россиянам, те будто бы находились. Авиаудар был нанесен со стороны моря, и израильским истребителям даже не понадобилось залетать в сирийское воздушное пространство.

Таким образом, уничтожение ИЛ-20 и гибель 15 россиян на его борту стали очередным ударом для Москвы после того, как пришлось пойти на неприятный компромисс по Идлибу.

Российские военные, особенно командование российской армии в Сирии, очень недовольно израильскими авиаударами по целям на сирийской территории, так как они опасаются, что те могут рано или поздно привести к гибели россиян. В итоге министр обороны России Сергей Шойгу под влиянием российского военного командования в Сирии занял резкую позицию в этом вопросе.

Россия уже в начале следующей недели поставит Сирии первые комплексы С-300. Это решение Владимира Путина, которое пытался оспорить Израиль и раскритиковал Белый дом, усложнит работу израильской армии — помешать закреплению Ирана в Сирии.

Пока что Израиль действовал весьма успешно в этом смысле, раз за разом срывая иранские замыслы по передаче современных вооружений Сирии и «Хизбалле». По состоянию на конец 2018 года, у Ирана не будет собственной базы ВМС или ВВС на территории Сирии — Асад отказал Тегерану под давлением Москвы. Несмотря на заявления о намерении развернуть в Сирии сто тысяч боевиков проиранской шиитской милиции, пока что это Исламской Республике не удалось. Более того, иранцы были вынуждены покинуть военную базу Т-4 в окрестностях Хомса из-за повторяющихся израильских авиаударов по их объектам.

По данным израильских разведслужб, Тегеран твердо намерен продолжать попытки усилить свое военное присутствие в Сирии. Поэтому израильская верхушка также не намерена отступать и продолжит срывать любые иранские попытки здесь закрепиться, включая нанесение авиаударов.

В Иерусалиме надеются, что Москва скоро остынет после инцидента со сбитым самолетом. На ситуацию может повлиять президент США Дональд Трамп. Его советники убедили главу Белого дома пока оставить американский контингент, около трех тысяч человек, в Сирии — в аль-Танфе и курдских районах. Россия хотела бы, чтобы американцы совсем покинули Сирию, но Вашингтон готов пойти на это только после того, как из Сирии уйдут иранцы.