Тонущие в песках

Oтeц учит свoю юную дoчь Лэйлу вoдить мaшину. Oни смeются, они радуются общению, видно, как здорово им вместе. Минута, и мы видим, как бедуинка Лэйла с матерью Джанин готовятся к празднику – убирают, одеваются и даже собирают новую кровать в пустой комнате. Оказывается, Джанин с детьми говится к свадьбе. Но отнюдь не к своей. Отец Лэйлы второй раз женится, оставляя первую жену и ее детей практически без средств к существованию. Но свадьбу организуют именно они. В голове начинает складываться некая картина этой параллельной цивилизации, где женщина – бесправна, а дети обречены на жизнь, запрограммированную родителями. Где картины страшной нищеты и убогого быта перемежаются яркими картинами праздников. Где живая, смелая девушка не имеет права на любовь и счастье. Она бунтует, но у нее нет сил довести свой бунт до конца.

Израильский фильм “Суфат холь” (“Песчаная буря”) режиссера Элит Зексер вполне ожидаемо стал лучшим фильмом и взял еще несколько призов на кинофестивале “Офир” – израильском “Оскаре”. И видимо именно эта лента станет представлять страну на “Оскаре” настоящем, так обычно бывает с фильмами-победителями. В чем же феномен и уникальность этой картины?

Пролетая по скоростному шоссе мимо арабских поселков и бедуинских деревень, мы можем так никогда и не встретиться с их обитателями. Наша жизнь распланирована, мы существуем в параллельных вселенных. Конечно, не все. Но многие.

Элит открывает для нас этот мир. Мир патриархальных, диких для человека западной цивилизации законов. Мобильные телефоны и автомобили рядом с убогими домишками, нищетой, чуть ли не голодом. Совершенно органичная среда, где большая часть актеров – не профессионалы, но и профессионалов от них не отличить. Этот способ делать кино восходит к известным традициям в кинематографе — так снимали и режиссеры итальянского нео-реализма, и Андрей Кончаловский так снял лучшую свою картину… Где веришь безоговорочно – и этому быту, и этим людям. Они не играют. Они живут.

Элит общалась с бедуинками в течение 10 лет. Их рассказы легли в основу сценария, и за очень маленькие деньги ей удалось сделать то, что не удается иногда создателям блокбастеров – она сняла историю, в которую уходишь с головой. Перед нами постепенно проявляется вся трагедия жизни брошенной мужем Джанин (Руба Блаль-Асфур ). А тут еще борьба за дочь, которая пожелала всего лишь выйти замуж за парня из другого бедуинского рода. Но эта борьба безнадежна. .И свободолюбивая Лэйла ( актриса Ламис Аммар) не может сломать эту строгую систему, от ее выбора зависят судьбы матери и младших детей, она не в состоянии прорвать этот круг, и поэтому ее бунт обречен на поражение. И метафорический туннель, который она пытается миновать по дороге к свободе – так и не выводит на свет. Последний кадры – ее свадьба с нелюбимым и незнакомым человеком. Ее живое лицо — безжизненно под слоем краски. И младшая сестренка, заглядывающая в окно – следующая. Они не могут выйти из матрицы.

Мне не кажется странным, что этот фильм, возможно, будет представлять Израиль на крупнейшем кинофестивале. Он снят мастерски. В нем нет никакой политической спекуляции, и что бы ни происходило на вручении премии, как бы ни возмущалась поведением непослушных израильских кинематографистов министр культуры Мири Регев, даже ей не удастся обвинить режиссера в “очернении” Израиля. Там нет ничего, кроме правды – кроме картин жизни из параллельного, но такого близкого нам чисто географически мира. В нем действуют свои законы, свой уклад, свои представления о морали. И женщине, попавшей в жернова этих традиционных устоев, ничуть не легче, чем например, женщине общины гурских хасидов, решившей сломать свой привычный мир. Важно то, что создатели фильма ( а в съемочной группе были и евреи, и арабы) с вниманием, пониманием и болью показывают, как этот не меняющийся веками общинный уклад ломает судьбы живых людей, у которых нет сил, а иногда возможности к сопротивлению.

Израиль – это не только буйный расцвет технологий, успехи в медицине, впечатляющие достижения во всех областях науки…. Это еще маленькие бедуинские деревни, зависшие между современностью и анахронизмом патриархата, с их нищетой и жестоким подавлением свободы. И надо это знать.

Источник: «РеЛевант»

Мнение авторов публикаций может не совпадать с мнением редакции сайта

Алла Борисова