Взгляд издалека на закон о национальном характере государства Израиля

19 июля, нa плeнaрнoм зaсeдaнии Кнeссeтa дeпутaты бoльшинствoм гoлoсoв утвeрдили зaкoн о национальном характере государства Израиля. В поддержку законопроекта выступили 62 парламентария, 55 голосовали “против”. То есть, 55 депутатов из 120 — почти половина избранников — хотели бы жить не в национальном Еврейском, а в демократическом Государстве Израиль, поскольку вопрос о совместимости понятий национальное и демократическое является, по меньшей мере, спорным.

Хотя Биньямин Нетаниягу настаивает на сохранении принципа “еврейское и демократическое государство”, утверждая, что Израиль как был, так и останется государством, которое уважает индивидуальные права всех своих граждан. Но уважать – это не значит гарантировать равные права всем гражданам. Более того, в демократическом государстве нет понятия национальность, оно заменено понятием гражданство, которое лишь по звучанию похоже на национальность (националитет – нем; нэшенэлити – англ). Однако это совершенно разные понятия: национальность происходит от латинского natio — “рождение, происхождение, племя”, а гражданство – понятие политическое, не имеющее никакой связи с происхождением.

В Израиле и до принятия этого закона не было равенства прав, что возмущает поборников справедливости. К примеру, арабы, которых 20%, и учащиеся ешив, составляющие менее 1%, не служат в армии. Зато бедуины служат. Разве они не арабы? Много ли от этого приобрёл Израиль? У бедуинов же, в отличие от остальных арабов, практически в каждом доме целый арсенал оружия. Поэтому израильское правительство, полиция не могут решить проблему элементарной безопасности еврейских поселений в арабской части Негева. Высокотехнологичная израильская армия ничего не потеряла бы, отказавшись от услуг бедуинов и освободив тех ешиботников, которые активно отказываются от службы в армии.

Наконец-то, Израиль признан государством еврейского народа, а не всех его граждан. Поэтому заявление одного из авторов закона, ликудника Ави Дихтера: “Мы завершили то, что начали Герцль и Бен Гурион”, не является вполне корректным. Герцль, в книге “Der Judenstaat”, опубликованной в Вене 14 февраля 1896 года, писал: “Мы – народ, единый народ”. Герцль не был социалистом, в отличие от Бен-Гуриона, который вообще до 1946 года противился созданию еврейского государства, где одна нация – евреи – будет господствовать над другой – арабами. Бен-Гурион, как все социалисты, стоял на классовой, а не на национальной позиции. За воплощение мечты Герцля боролся не Бен-Гурион, а Жаботинский, но Ави Дихтер либо не знает этого, либо сознательно пренебрег истиной, чтобы не дразнить левых.

Зато известный депутат Кнессета Ахмед Тиби (“Объединенный арабский список”) заявил 12 июля о необходимости “восстановления права арабов” на эту страну, отнятое у них со времен Британского мандата. Несмотря на то, что израильские арабы живут несравнимо лучше своих соплеменников в любой другой арабской стране, от одной лишь мысли, что это еврейское государство, им становится тошно. И до сих пор арабские граждане Израиля определяют себя палестинцами, а не израильскими арабами, но ни за что не откажутся от израильского паспорта.

Закон активно поддержали 90% членов “Ликуда” и 2/3 “Еврейского Дома”. Это правые без идеологии и без стратегии, а идеологические правые голосовали за этот закон без большого энтузиазма, поскольку из него был изъят пункт 7 об общинных поселениях. Это важный пункт, практическое применение которого могло остановить арабизацию Негева и Галилеи путем снятия запрета создавать новые еврейские посёлки, в которые принимают только евреев.

Тот факт, что в Основном законе говорится об Иерусалиме как о единой и неделимой столице государства Израиля, станет препятствием возможного раздела города в случае политического соглашения по вопросу о ПГ. Левые, стараясь принизить значение нового Основного закона, говорят о его декларативности, хотя закон содержит по-настоящему революционные черты. Я бы отметил в первую очередь такую, как приверженность Государства Израиля судьбе всего еврейского народа. Закон положит конец стремлению левых, которых поддерживают совковые неофиты, провести грань между евреями, живущими в Израиле и в других странах.

Но всё это может произойти, если закон не будет отвергнут БАГАЦем. Однако принятый закон усиливает нарушение демократического принципа, поэтому вероятность его отклонения в БАГАЦе повышается. Но если закон будет отвергнут БАГАЦем, дискуссия о полномочиях Высшего суда справедливости, которая ведется в Израиле уже много лет, может привести к очередному перевороту. Правые партии настаивают на верховенстве суверенитета народа и его представителей, тогда как оппозиция усматривает в попытке обойти БАГАЦ угрозу скатывания к диктатуре большинства и тоталитаризму.

Все правительства Израиля до 1977 г., хотя и были коалиционными, но центральное место в них всегда занимала партия Мапай (с 1968 г. — объединеннаяизраильская партия труда). Продолжительное господство рабочего движения породило закостенелую бюрократию, которая сохранила свои позиции и после “переворота” 1977 г. И до сих пор фактически государством управляет одна и та же монолитная политическая элита. Усилия, предпринятые в 1984 г. Меиром Кахане, не получили массовой поддержки и утонули в волне истерических воплей, а созданная им партия КАХ была признана экстремистской и не имеющей права на существование.

Рав Кахане во многом оказался прав, считая арабов – граждан Израиля “пятой колонной”, он требовал ограничить их гражданские права, а то и выселить их за пределы государства. В 1985 году рав Кахане писал, что не пройдет и десяти лет, как левая израильская элита примется поддерживать создание на территории Иудеи, Самарии и сектора Газы независимого палестинского государства, а журналисты станут основными пропагандистами этой идеи, проводя намеренную политику демонизации поселенческого движения. Одним из средств борьбы будет разделение народа на узкие секторы, имеющие собственные интересы и не способные координировать свои действия в политической борьбе за единство Страны Израиля. Израильскими СМИ всё это было, естественно, признано как “Паранойя! Сегодня результат, наверняка, был бы иной, и подтверждением этому может служить принятый закон о национальном характере государства Израиля.

Источник: CDAL&INSI

Автор: Марк Аврутин